c 2 июня 2014 года по 10 июня 2014 года , Крымский вал, д.10. ЦДХ (зал № 1)
Аукцион «Русская живопись и графика XIX-XX веков», который Дом «Кабинетъ» проведет 10 июня 2014г. в ЦДХ, включает 150 произведений. Впервые в России на открытые торги выставляется живописная работа великого грузинского художника Ладо Гудиашвили «Красавица на берегу озера». В подборку картин классиков «охотничьего» жанра – графа Владимира Муравьёва, придворного художника Рудольфа Френца, живописца-анималиста Евгения Тихменёва – включен редкий офорт Ивана Шишкина «Охотник на болоте». Известно, что Шишкин был страстным охотником, но практически никто не видел его работ на эту тему. Среди топ-лотов также работы Василия Поленова, Алексея Харламова, Виктора Борисова-Мусатова, Николая Рериха, Гавриила Кондратенко, Юрия Пименова и Владимира Стожарова. Впервые на аукцион «Кабинета» выставлен небольшой, тщательно подобранный раздел из 15 икон!
Главным лотом аукциона «Русская живопись и графика XIX-XX веков» № 25 (74) станет никогда прежде не появлявшаяся на рынке работа грузинского живописца ЛадоГудиашвили «Красавица на берегу озера» (1930-40-е гг., картон, масло, 33 х 40 см). Работа создана в ранний послепарижский период – свидетельства семьи художника и результаты химического анализа указывают практически точную дату создания – до 1938 года. Картина, отличающаяся тонким колоритом, написана в лучших традициях парижского периода творчества великого грузинского художника. Полногрудая и, вместе с тем, непорочная грузинская красавица, воплощающая высшую неземную красоту – один из неизменных мотивов творчества Гудиашвили. Перевод грузинской надписи на обороте картины может трактовать слово «красавица» и как «красотка» (возвышенный мотив соседствует здесь с иронией). Картина происходит из одного крупного московского частного собрания и подарена непосредственно самим художником. Об этом свидетельствует авторская оригинальная надпись на обороте картины: «Уважаемой и дорогой <...> во славу ее доброго сердца. Пусть это маленькое произведение будет навеки целебным эликсиром./ С дружеской любовью Ладо Гудиашвили/ 18 ноября 1966 г./ Тбилиси». (Предварительная оценка: 3 млн.–5 млн. руб.)
Также на аукционе будет представлена подборка картин «охотничьего» жанра. Две парные работы 1903 года потомка знаменитого рода Муравьёвых известного художника-пейзажиста – графа Владимира Муравьёва: «Раннее утро» и «Весенняя песня глухаря», оцененные каждая в 520-650 тыс. руб. Экспрессивная динамичная картина живописца-анималиста Евгения Тихменёва «Охота на медведя с рогатиной» (1904 г., эстимейт 3–4 млн. руб.). Полотно «Сцена охоты» (нач.XXв., эстимейт 1,2 – 1,5 млн. руб.) придворного художника Рудольфа Френца – одного из самых популярных мастеров охотничьего жанра второй половины XIX в. Рудольф Френц-старший рисовал для трёх русских императоров Александра II, Александра III и Николая II. А также работа знаменитого архитектора, художника-акварелиста Александра Хренова, который был назначен архитектором Исаакиевского собора, а по заказу императорского двора выполнил несколько акварелей, изображающих императорские охоты. Его огромного для акварели размера работа «Глухарь. Лесной пейзаж» (1895г.) оценена предварительно в 380– 500 тыс. руб.
Рисунок пером Юрия Пименова «Зонты» (1961г.) изображает излюбленный сюжет художника – дождь в городе, дождь в Москве. Как писал сам Пименов: «Дождь сам по себе великий художник, превращающий самый банальный городской пейзаж в симфонию свежих, поющих согласно красок...». Несмотря на камерность работы (размер листа из альбома – 19,5 х 26,5), эксперты аукциона считают, что работа с оценкой в 120–200 тыс. руб. вполне может стать одним из топ-лотов аукциона.
Этюд Василия Поленова «Внутри Храма Царя Соломона в Иерусалиме» (1881г.) был написан во время путешествия художника по Египту, Сирии, Палестине и Греции. Во время поездки художник создал множество этюдов, которые были выставлены на XIII Передвижной выставке в 1885 г. и приобретены П.М. Третьяковым. В работах «палестинской серии» архитектура библейских мест становится самостоятельной темой. Художник изображает монастырь на берегу, фрагмент средневековой городской застройки, двор в Палестине с античными полуколоннами, Эски-Сарайский сад в Константинополе. Эти архитектурные мотивы Поленов использовал в знаменитой картине «Христос и грешница», где действие происходит, по-видимому, перед храмом Соломона. (Предварительная оценка:1,35–1,6 млн. руб.)
Картина «Маленькая цветочница» кисти Алексея Харламова написана в конце XIX – перв. четв.ХХ вв. в характерном для художника жанре девичьего портрета, предварительно оценивается в 900 тыс.–1,1 млн. руб.
Обращает на себя внимание и этюд Владимира Стожарова «Ярославль. Кремль» (1970 г.) к его программной картине «Ярославль. Кремль. Лунная ночь» (1971г.). (Предварительная оценка: 1,4 млн. – 1, 6 млн. руб.)
v Редчайшим ранним этюдом представлен тонкий художник-символист Виктор Борисов-Мусатов. Его небольшой холст «Пейзаж с камнями» (1895г.,38,4 х 46,3 см) получил высокую предварительную оценку 2,85 – 3,5 млн. руб. В 1894 г. великая княгиня Елизавета Федоровна приобрела картину В.Э. Борисова-Мусатова «Майские цветы» (1894, ГТГ) на ученической выставке в МУЖВиЗ. На деньги, полученные за проданную картину, летом 1895 г. в поисках новых, ярких впечатлений художник отправился в путешествие по Крыму и Кавказу. Здесь он написал множество эмоциональных натурных этюдов, изображающих морской берег, нарядные домики, освещенные солнцем или светом луны, играющих на берегу детей («Крымский этюд», 1895, ГТГ). Представленный на аукцион коллекционный этюд музейного уровня «Пейзаж с камнями» был выполнен во время этой незабываемой для художника поездки.
Среди подборки из нескольких работ Светозара Русакова – советского художника-мультипликатора, бессменного художника-постановщика 16-ти серий популярного мультсериала «Ну, погоди!», – помимо знаменитых кадров из мультфильма с Волком и Зайцем, выставляются его значительно более редкие, практически неизвестные акварели «Сусанна и старцы» и «Давн и Нимфа».